Есть популярная в узких кругах ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Разработал её в середине XX века советский изобретатель Генрих Альтшуллер. Он хотел придумать методологию, которая бы позволила до некоторой степени автоматизировать творчество. Чтобы ловкие технические изобретения получались не в результате счастливого случая или бесконечного перебора, а методически и быстро.
Г. С. Альтшуллер за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5 уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.
Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация — в 1956 году[3] — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям».[3] Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Первые занятия по ТРИЗ, Г. С. Альтшуллер начал проводить в 1948г. и проводил их до 1998г. При этом следует отметить, что до 70-х годов XX в. обучение ТРИЗу проходило преимущественно на экспериментальных семинарах[4].
Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу — значит найти и преодолеть техническое противоречие».
В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем[5]. За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ).
Подружиться с ТРИЗ по-настоящему мне не удалось. Но я уверен, что любому дизайнеру полезно прочитать Альтшуллера (https://www.ozon.ru/context/detail/id/34584363/) и знать некоторые понятия оттуда. Например, ИКР — идеальный конечный результат — такое решение проблемы, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов.
То есть согласно ТРИЗ, идеальный интерфейс — это интерфейс, которого не существует, но задача при этом решается. И это, в общем, логично. Человеку нужен результат, а интерфейс — это преграда, через которую приходится пролезать на пути к результату. В Бюро Горбунова этот принцип называют «интерфейс — зло». А дизайнер Гугла с необычным именем Golden Krishna даже написал книжку про это (https://www.amazon.com/Best-Interface-No-brilliant-technology/dp/0133890333).
А вот несколько примеров таких «несуществующих» интерфейсов:
- Интерфейс Dropbox — обычная папка на компьютере, которая сама синхронизируется с облаком. (Сейчас так же работают и Яндекс.Диск, и Google Drive, но Dropbox был первым.)
- В магазине Amazon Go не надо сканировать товары и платить за покупку. Просто берёшь с полок всё, что нравится и уходишь, а деньги потом сами спишутся с карты.
- В Лондоне отличный интерфейс покупки билета в метро и автобусах — прикладываешь банковскую карточку (или Apple Pay) сразу к турникету и проходишь. Идеальный билет — несуществующий билет.
- AirPods ставят музыку на паузу, когда вынимаешь наушник из уха. Не надо доставать телефон, не надо ничего нажимать.
- В адресной строке Яндекс.Браузера можно написать название сайта в неверной раскладке, например, «нфтвучюкг» вместо «yandex.ru» и сразу попасть на сайт, минуя результаты поиска или какие бы то ни было интерфейсы уточнений. А ещё есть программка Punto switcher, которая сама переключает раскладку, если начать набирать текст не в той.
Помните ещё интересные примеры невидимых интерфейсов? Пишите