Как быть ответственным человеком, находясь внутри царства социопатов

Специалисты в Бизнесленде


Алан Купер прежде всего известен двумя вещами — книгой «Психбольница в руках пациентов» (которая потом превратилась в книгу «Интерфейс» о проектировании взаимодействия) и тем фактом, что он является «отцом Visual Basic». После того, как консалтинговая компания Купера была продана, он на время стал реже выходить в эфир, но в последнее время вновь начали появляться интересные статьи. Этот материал — перевод статьи Алана Купера “Practitioners in Businessland”.

Кажется небезосновательным утверждение, что сложные системы невозможно спроектировать, и программное обеспечение — это всегда сложные системы.

Но конечно же, сложные системы проектировались всегда. Главная проблема в том, что все избегают сложности, упрощая их дизайн.

Но такая «простота» — это иллюзия. Сложные системы не становятся простыми из-за простого пользовательского интерфейса. Они остаются «непостижимо» сложными системами, скрытыми за интерфейсом, несоответствующим решаемым задачам.

У вас не получится снизить сложность, делая вещи проще. Но этого можно достичь, делая вещи понятнее. В то же время, сделать сложную систему понятной — это комплексная, трудная в решении задача, отнимающая время. Требуется много итераций для осмысления вопросов, последующего переосмысления и доработки.

Специалистов, способных выполнить такую работу, немного. Также как немного мест, где готовят таких специалистов. Ну а организаций с четким пониманием ключевых компетенций решения подобных задач еще меньше. Но это не самое плохое.

Хуже всего то, что существует много людей, утверждающих, что они обладают подобными навыками. Учебных курсов, якобы дающих нужные знания, еще больше. А организации, которые ошибочно полагают, что разбираются в этом вопросе, практически все.

Таким образом, множество людей думают, что эта работа выполняется, хотя очевидно, это не так.

Как обычно, работа над комплексной задачей начинается со сбора информации. Затем кто-то должен осмыслить полученные данные. Дальше наступает креативный период, когда идет поиск и оценка подходящих инструментов и решений. И уже после этого начинается работа. Короче, чтобы сделать сложную систему понятной, нужно много времени, денег, знаний и ресурсов. Более того, для этого требуется, чтобы люди, управляющие бизнесом, взяли на себя обязательство сделать мир лучше. К сожалению, это не то, что обычно делают бизнесмены. Это не то, чем они зарабатывают деньги, а делают они прежде всего то, что приносит им деньги.

Обычно бизнес ищет способ делать все быстрее, более просто, и силами наименее квалифицированных людей. Решение же в том, чтобы выделить больше времени, работать более тщательно, привлекая наиболее квалифицированных специалистов.

Другими словами, лучшие представители бизнеса не правы. К сожалению, те же самые люди делают большие деньги, оставаясь неправыми.

Не путайте зарабатывание денег с созданием успешных продуктов. Ваш начальник не вознаградит вас за потраченное время и усердную работу. Хотите прибавку к зарплате и повышение? Хороший дом и новую Теслу? Или вы хотите создавать дружелюбный, здоровый, безопасный мир, в котором ваши дети смогут жить счастливой жизнью? Вам придется делать выбор, какое жизненное пространство создавать вокруг себя. Это очень трудный выбор.

Я был бизнесменом всю свою жизнь, и я не против бизнеса. Я говорю о том, что бизнес должен иметь внешние ограничения, чтобы не портить жизнь обычным людям.

За последние 30 с небольшим лет мы сняли все эти ограничения, и бизнес превратился из созидательной части нашего общества в безжалостного хищника. Как вы думаете, кого они вознаграждают в среднем звене управления?

У людей есть совесть. Люди, у которых ее нет, больны, и мы называем их социопатами. Организации — это структуры без сознания, и поэтому у них нет совести. Любой бизнес по своей природе является социапатичным.

Если вы подумаете об этом, станет очевидно, что чем выше вы поднимаетесь по организационной иерархии, тем ваше поведение становится более социапатичным. В определенной степени можно утверждать, что любой CEO уже продал свою душу. Напротив, специалисты, занимающиеся профессиональными задачами, не так вовлечены в эту историю, они просто делают свою работу. А вот перед менеджерами среднего звена, которые стремятся вверх по служебной лестнице, стоит непростой выбор.

И все-таки специалистам не так просто, потому что им не все равно. Как правило они думаю об окружающем их мире и заботятся о своих близких. Конечно, они хотели бы солидный счет в банке, но не ценой своей души.

Так что меня совсем не удивляет, что практически все специалисты, с которыми я знаком, испытывают острый когнитивный диссонанс. Их ценности, взгляды и профессиональная подготовка ориентированы на то, чтобы создавать качественные продукты.

Но социопатичный бизнес не интересуется созданием качественных продуктов. Ему даже не нужны деньги, кроме как здесь и сейчас, иначе подобный бизнес заботился бы о качестве.

Качественные продукты и сервисы — это то, с помощью чего создаются компании с лояльными, счастливыми сотрудниками и клиентами. Такие компании работают в долгую и представляют ценность. Но современный бизнес явно работает не так.

Ничем не ограниченный бизнес грабит рынок, а кроме этого, грабит и более ответственные компании. Такой бизнес уничтожает сообщества и разграбляет их активы, по мере того, что граждане опускаются на дно. Наиболее опытные из современных представителей бизнеса покупают работающие компании на заемные средства, распродают их активы, увольняют сотрудников, крадут их пенсии, отдают на аутсорс все процессы, выводят оставшиеся средства, прячут деньги в оффшоры и после этого позволяют известному национальному бренду обанкротиться. Они как акулы: огромный организм, состоящих из одних мышц, который ест и никогда не останавливается. Они съели бы и свой хвост, если бы только могли дотянуться до него.

Специалисты, будучи ответственными гражданами, пытаются примирить непримиримое. Они спрашивают, «Хотите, чтобы это работало быстрее?», «Хотите, чтобы я рассчитал окупаемость инвестиций?», «Хотите, чтобы я сделал это более джазовым, сексуальным, привлекательным?», «Стоит ли мне быть более гибким?», «Стоит ли мне использовать дизайн-системы, дизайн-мышление, дизайн-методы?».

Все это как будто мы в кабине самолета с вышедшими из строя двигателями и отрезанными проводами управления, пытаемся установить нужные положения рычагов и показания приборов, которые исправят состояние самолета.

Мы ищем ответы не в том месте. Нам следует поискать внутри.

Внутри каждый человек — это сложная система. Все вместе, мы образуем цивилизацию — зловеще сложную систему. Суть сложных систем в том, что вы не можете их контролировать или управлять ими, вы даже не можете направлять их. Но на них можно влиять. Это означает, что занятие определенной позиции, принятие ответственности, личное участие столько же эффективно, как и все остальное, что вы можете сделать. И таким образом вы оказываетесь на пути к тому, чтобы стать лучшим родоначальником будущего мира.

Первоначально я готовил перевод в процессе работы над книгой «Метод параноика» о продюсерской модели работы над проектами, но в свете последних событий с одним опенсорсным проектом, согласитесь, многие тезисы из статьи заиграли новыми красками.