Поведенческая модель BJ Fogg

Хочу вам сегодня рассказать про поведенческую модель BJ Fogg – это основатель лаборатории поведенческого дизайна в Стэнфорде. Если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались регулярно, без понимания этой модели далеко вы не уедете.

Фогг говорит, что, чтобы Человек Ленивый что-то сделал, необходимо 3 элемента, которые случатся в одно и то же время:

  • Мотивация;
  • Возможность;
  • Напоминание.

Мотивация

Почему возникает мотивация? Фогг выделяет 3 основных момента, у каждого из которых есть две стороны:

  1. Ощущения (удовольствие/боль);
  2. Предвкушение (надежда/страх);
  3. Чувство принадлежности (социальное принятие/непринятие).

Вот здесь вот он рассказывает про мотивационные волны – если мотивация сильна, люди могут делать очень сложные вещи. Но чаще это лишь временные пики, которые случаются нечасто. Наше естественное состояние – не очень высокий уровень мотивации, когда мы можем себя заставить делать только что-то относительно простое. Надо уметь сочетать эти моменты с Возможностью и Напоминанием, чтобы добиться изменения в поведении.

Возможность

Казалось бы, что может быть проще: чтобы выполнить целевое действие, человек должен иметь возможность его выполнить. К сожалению, очень часто создатели продуктов и сервисов про это забывают и делают все с расчетом на себя – тогда как возможность сильно зависит от человека и от контекста, в котором он находится.

Фогг предлагает три варианта увеличить возможность:

  1. Обучить человека, помочь ему прокачать определенные навыки для выполнение целевого действия;
  2. Дать ему ресурс/инструмент, чтобы сделать действие было проще;
  3. Упростить целевое действие.

Обычно все делают 1 или 2, тогда как самый лучший вариант – номер 3.

В этом видео это разбирается подробнее, прикреплю еще ниже картинку на эту тему.

BJ Fogg on Simplicity (2008) from BJ Fogg on Vimeo.

Напоминание

Может быть внешнее, например, сигнал будильника; может быть частью рутины: например, когда я прихожу на работу, первым делом проверяю рабочий чат.

Фогг выделяет три вида напоминаний, которые варьируются в зависимости от контекста пользователя (по сути, сочетания Мотивации и Возможности) — см. картинку. Чтобы подобрать правильный вид, необходимо прописать поведенческую цепочку, которая должна случиться, и переложить на user flow в продукте, а затем понять, что может подтолкнуть человека сделать первый шаг в цепочке.

Модель изменения поведения по Фоггу

Поведенческая модель BJ Fogg

Поведенческая модель BJ Fogg

Source :